Успех бизнеса зависит от способности руководителя планировать, контролировать рабочие процессы, брать в расчет мнения и предложения команды. Именно для этого проводятся рабочие встречи — планерки. Их регулярность и качество влияют на сплоченность сотрудников, повышают интерес к работе. Это отличный способ взаимодействия с командой. Главное — правильно все организовать и разъяснить коллегам.
 
Что такое планерки и зачем они нужны
Планерка — это короткая деловая встреча для обсуждения и решения актуальных вопросов. Чтобы контролировать работу сотрудников и отслеживать результаты, целесообразно проводить короткие, но регулярные плановые совещания.
Что во время планерки делают сотрудники:
- 
	
предлагают варианты, как улучшить результат;
 - 
	
планируют внедрение новых стратегий;
 - 
	
распределяют обязанности;
 - 
	
разбирают ошибки.
 
Руководитель формулирует темы для планерки заранее. Остальные сотрудники тоже готовятся: приносят необходимые документы, графики и прочие инструменты, которые продемонстрируют положение дел.
Можно ли обойтись без планерки
Планерка — это коммуникация с коллективом. Нельзя упускать возможность вовремя исправить ситуацию и поддерживать правильный настрой в команде. От вовлеченности каждого сотрудника в процесс зависит сплоченность команды. С помощью регулярных планерок можно повысить мотивацию каждого участника, найти новые, нестандартные решения проблем.
Виды планерок
Управленцам нужно знать, как правильно распорядиться таймингом и выбрать темы для разбора. На этом и основывается классификация планерок.
По частоте проведения:
- 
	
Ежедневная. Обычно проходит в начале рабочего дня. В течение 10–15 минут команда разбирает задачи на день.
 - 
	
Еженедельная. Переносится на конец пятницы. На собрании подводят итоги недели и ставят цели на следующую. Объем информации требует больше времени, поэтому такой встрече уделяется не менее получаса.
 - 
	
Ежемесячная. Сотрудники демонстрируют результаты выбранной стратегии развития бизнеса или его регресс. Подобная планерка разбирает глобальные итоги деятельности компании, поэтому занимает больше часа.
 - 
	
Внеплановая. Эта встреча носит спонтанный характер, при возникновении форс-мажоров, требующих быстрого реагирования. Длительность зависит от масштаба проблемы.
 
По теме:
- 
	
Информационные — разбирают текущие и ставят новые задачи, оценивают итоги предыдущих проектов.
 - 
	
Распределительные — каждый руководитель отдела получает задачу со сроками, планом, мотивацией и назначением ответственных.
 - 
	
Обучающие — знакомство с новыми инструментами и практиками ведения бизнеса.
 
 
Как правильно проводить планерку
Чтобы собрание было продуктивным, используйте правильные и четкие формулировки, голосования, рассмотрите несколько вариантов решения, а не просто обсуждайте проблему, отслеживайте результаты прошлых планерок. А сотрудникам нужно учиться готовить лаконичные отчеты.
Что потребуется для проведения:
- Регламент — тема, время и место. Руководитель готовит вопросы, указывает где и когда пройдет планерка, участники собирают информацию для обсуждения.
 - Инструменты — все, что демонстрирует положение дел по теме собрания: отчеты, графики, кейсы.
 - Примерные представления о дальнейшей стратегии, предложения с прогнозами развития, обсуждение плюсов и минусов новых методов ведения бизнеса.
 
План проведения планерки
Нужно понимать разницу между планеркой для рядовых сотрудников и руководителей подразделений и отделов.
Пример планерки для продавцов магазина:
- 
	
Руководитель сообщает тему планерки.
 - 
	
Обсуждает с коллективом план продаж — выполняется или нет.
 - 
	
Выясняет причины, по которым план продаж не работает или малоэффективен.
 - 
	
Рассматривает предложения по его улучшению.
 - 
	
Стимулирует сотрудников.
 - 
	
Ставит цели на следующий отчетный период.
 
Пример с руководителями отделов:
- 
	
Необходимо озвучить тему, примерное время на обсуждение.
 - 
	
Выделить главные тезисы — показатели продаж/заказов, расширение/сокращение штата и другое.
 - 
	
Выслушать отчет каждого звена.
 - 
	
Рассмотреть предложения по изменению ситуации.
 - 
	
Оценить новые стратегии развития бизнеса.
 - 
	
Поставить новые задачи и назначить дату следующей встречи.
 
В первом случае оценивается эффективность персонала — этим занимается руководитель подразделения, а во втором он получает четкие инструкции, как взаимодействовать со своими подчиненными, чтобы повысить рентабельность компании в целом.
 
Особенности проведения виртуальных планерок
Дистанционные встречи необходимы для удаленных сотрудников. Из плюсов — всегда под рукой рабочее место с инструментами в виде графиков, планов, презентаций.
Но эффективность подобной планерки зависит от многих обстоятельств:
- наличия скоростного безлимитного интернета;
 - безупречного качества связи;
 - функциональности сервиса (например, возможность демонстрировать экран).
 
Минусы:
- виртуальное общение проигрывает живому, так как важен эмоциональный обмен;
 - не исключены технические неполадки — прерывание, неразборчивость речи, ухудшение изображения, поэтому рассчитывайте время на восстановление связи;
 - требуется больше концентрации, чтобы успевать за ходом трансляции и вовремя включаться в разговор;
 - рассеивание внимания, если конференция долгая.
 
Когда нет возможности проведения планерки вживую, нельзя пренебрегать онлайн-встречей из-за ее недостатков. Любые коммуникации с коллективом приносят пользу и работают на развитие. Бесплатное приложение Mango Talker для клиентов виртуальной АТС MANGO OFFICE позволяет оперативно организовывать видеоконференции, создавать групповые и личные чаты, онлайн-переговорки. Вы быстро решите рабочие задачи, даже находясь в разных городах.
 
Причины неэффективности планерок
Главный признак неудачно проведенного собрания — это отсутствие положительных сдвигов в работе, показатели остаются на прежнем уровне или снижаются. Еще показательно отношение участников: опоздания, плохая подготовка, нежелание выступать, отвечать на вопросы.
Необходимо проанализировать, как проходят планерки и что мешает им быть результативными. Среди частых причин:
- 
	
отсутствие дисциплины, частые паузы в течение планерки (кофе, перекуры), не полный кворум, лишние участники;
 - 
	
невнятный план, охват огромного количества задач;
 - 
	
отступления от темы у руководителя и участников, без перехода к сути вопроса;
 - 
	
техническая неподготовленность, вплоть до отсутствия воды на столах, канцелярских предметов;
 - 
	
плохая мотивация сотрудников — завышенные требования и ожидания без поддержки и адекватной оплаты.
 
Как увеличить пользу планерки
Планерка — это полезная встреча с коллективом, где у каждого есть право голоса. Чтобы не превратить ее в формальность и провести плодотворно, придерживайтесь рекомендаций:
- 
	
До начала собрания необходимо отметить ключевые вопросы, пригласить компетентных сотрудников.
 - 
	
Даже если повестка встречи нерадостная, это не повод начинать ее с разноса. Необходимы спокойствие и умение руководителя находить выход из кризиса.
 - 
	
Шефу важно не только руководить, но и помнить о тимбилдинге. Умение говорить «спасибо» за любой труд объединяет и идет на пользу в совместной работе.
 - 
	
Внимательный директор или старший менеджер верит в свою команду и показывает важность каждого участника планерки.
 - 
	
Ожидание сотрудников, готовившихся к рабочей встрече, должно оправдаться. Нельзя отменить заседание без объективных причин.
 
Что важно запомнить
- 
	
Перед тем как проводить планерку, необходимо хорошо подготовиться, ориентируясь на время.
 - 
	
Пригласить следует только тех, кто компетентен в вопросе, а не сразу весь коллектив.
 - 
	
В момент обсуждений важно делать заметки, брать во внимание замечания всех участников, поощрять их и мотивировать.
 - 
	
Выводы и регламент планерки сделайте наглядным.
 - 
	
Личный настрой формирует общую атмосферу и веру в позитивный результат.